Из истории профсоюзного движения в образовании: 1905-2005 гг.

Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства. В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан "Союз народных учителей", объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования. В 1905 году, в так называемые "дни свобод", когда появилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России. Так 12 марта 1905 года в Санкт-Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания "Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию".

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек. По сведениям Бюро на съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп. На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессионального движения того времени является характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения в России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в С-Петербурге состоялся 2 делегатский Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ-взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

7 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений "О непосредственных задачах профессиональной борьбы". Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.

Годы первой революции (1905-1907) не только дали жизнь первым профсоюзным организациям российских рабочих, но и пропустили их через горнило самой острой и радикальной формы социальной борьбы.

Активность профсоюзов в начале ХХ века развивалась на фоне стремительной и потому жесткой капитализации экономики России, шла параллельно и в одно время со становлением целого ряда общественных объединений и партий, претендовавших на право выражать интересы многослойного российского общества.

Эта активность то сливалась с действиями различных левых, и в первую очередь социал-демократических движений, объединений, то расходилась с ними в оценке происходивших событий, в выборе форм и методов отстаивания прав работников на производстве, в том числе на охрану труда, медицинское обслуживание, бытовое обустройство и многое другое.

В то же время, совместные действия организаций левого фланга и профсоюзов заметно радикализировали последние, особенно по сравнению с тем, как это происходило в Европе.

Существенная массовость, проникновение в трудовые коллективы, четко обозначившиеся организационные возможности были серьезно, и как выяснилось позже, с перспективой оценены российской социал-демократической партией. На ее V Съезде в мае 1907 года победила разработанная В.И. Лениным - наиболее молодым и решительным ее лидером – большевистская резолюция, которая предусматривала необходимость придерживаться во взаимоотношениях партии и профсоюзов концепции непременного установления организационной связи, при условии признания последними идейного партийного руководства.

В период политического оживления в России (1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд профессиональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти.

Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И. Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры.

С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. На съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.

Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России.

В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати.

В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России.

В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР, как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.

В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

На состоявшемся 26-27 сентября 1990 года Всероссийском Учредительном Съезде было провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы. Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР был избран Яковлев В.М., который проработал в этой должности до августа 2003 года. Яковлев В.М. внес неоценимый вклад в создание, становление и развитие Профсоюза, борьбу за социально-экономические права членов Профсоюза в самые трудные годы новейшей российской истории. Отмечая выдающиеся заслуги Яковлева В.М. перед Профсоюзом IV (внеочередной) Съезд Профсоюза учредил ежегодную премию имени В.М. Яковлева для награждения профсоюзного актива.

Российские профсоюзы за первые пять – семь лет своего существования прошли более чем полувековой путь европейского профдвижения. Они очень быстро создали свои организации на фабриках и заводах, в школах и дошкольных учреждениях, других предприятиях. Профсоюзы создавались по профессиональному принципу, а в городах и крупных промышленных районах (центрах) образовывались территориальные объединения профсоюзов. Такая структура обеспечила в дальнейшем профсоюзам определенную гибкость и историческую устойчивость.

На V Съезде Профсоюза, состоявшемся 5 апреля 2005 года, Председателем Профсоюза была избрана Г.И. Меркулова.

В 2005 году исполнилось 100 лет организованному профсоюзному движению в России и образовании и 15 лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время Профсоюз объединяет 5,5 миллионов членов Профсоюза, в его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2488 окружных, городских, районных и 96231 первичных профсоюзных организаций. Более миллиона профсоюзных активистов осуществляют выборную профсоюзную деятельность.

 

История развития профсоюза Коми АССР

В русле первой русской революции 1905-1907 годов в стране развернулось общее демократическое движение работников народного просвещения. Весной 1905 года организовался Всероссийский учительский союз, который призывал созвать учредительное собрание, радикально преобразовать высшую школу, обеспечить бесплатное высшее и среднее образование, бесплатное общее образование в низших школах и др.

В Коми АССР профсоюз был организован в 1921 году и назывался профсоюзом работников просвещения и искусств. В мае 1921 года в него вошли работники печати. В 1922 году работники искусств выделились в самостоятельный профсоюз.

С 1922 по 1934 годы существовал профсоюз работников просвещения, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросвет учреждений.

В 1934 году профсоюз работников просвещения распался на три самостоятельных профсоюза: Профсоюз работников начальных и средних школ, Профсоюз высшей школы и научных учреждений и Профсоюз работников дошкольных учреждений.

В 1948 году произошло объединение Профсоюза работников начальных и средних школ с Профсоюзом дошкольных учреждений. Объединенный профсоюз с апреля 1956 года стал называться Профсоюзом работников просвещения.

В октябре 1957 года Профсоюзы всех союзных республик СССР объединились в Профсоюз работников просвещения, а 12 мая 1958 года состоялся 1 съезд Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, где был принят Устав отраслевого Профсоюза.

В 1962 году на III съезде профсоюза и последующих VI-IX съездах в Устав вносились изменения и дополнения.

После распада СССР и начала суверенитета союзных республик республиканские профсоюзные комитеты приступили к формированию профессионального союза в рамках каждой республики.

В ходе подготовительной кампании к Учредительному съезду Профсоюза на расширенном заседании Пленума Коми обкома профсоюза 22 июня 1990 года было принято решение о подтверждении функционирования Коми обкома профсоюза в рамках общероссийского отраслевого профсоюза работников народного образования и науки РФ, признавая его цели, задачи и принципы деятельности. На этом же Пленуме были избраны и 6 делегатов на Учредительный съезд.

26 сентября 1990 года на Учредительном съезде было провозглашено о создании профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации и его руководящего органа – Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Там же был принят и Устав Профсоюза.

В соответствии с п.10 Устава Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР, утвержденном 27 сентября 1990 года, были произведены изменения в структуре профсоюзных органов в субъектах Российской Федерации. Постановлением IV Пленума 20 ноября 1990 года обком профсоюза был переименован в Коми республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки. Единая структура профсоюзных органов была создана в районах и городах – районные, городские комитеты профсоюза.

Основные цели деятельности – защита профессиональных, трудовых и иных гражданских социально-экономических прав и интересов членов профсоюза.

Общероссийский Профсоюз работников народного образования и науки зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ 4 апреля 1996 года за № 226.

Коми республиканский комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ зарегистрирован в Министерстве Юстиции РК в 1999 году. Свидетельство № 501 от 28 июня 1999 года.

Профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений в период с 1956 по 1984 годы возглавляли председатели: М.М. Макаров, Н.В. Латкина, Е.К. Володкина, Е.Е. Меньшикова. Более 15 лет секретарем обкома профсоюза работала А.П. Ярославцева. С мая 1984 года по сентябрь 1994 года председателем Коми республиканского комитета Профсоюза была Л.А. Жукова. С сентября 1994 года по ноябрь 2002 года председателем Коми республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки была О.Б. Стрекозова. С декабря 2002 года по настоящее время председатель М.Ю. Иванов.

Исторический путь развития отраслевого профессионального союза в Республике Коми свидетельствует о том, что на протяжении всего этого времени свою деятельность осуществлял в соответствии с Уставом отраслевого Профсоюза и в тесном взаимодействии с территориальными профсоюзными организациями.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter