Марина АКИНФИЕВА,

Пятигорск, Ставропольский край

Введение

«Российские профсоюзы наделены очень широкими полномочиями по за­щите человека труда… Нужно добиваться, чтобы работодатели действовали в со­ответствии с законом, а права наемных работников не были ущемлены» (из вы­ступления В.В.Путина на девятом съезде Федерации независимых профсоюзов Рос­сии (ФНПР).

«Наша страна прошла очень сложный путь с начала 90‑х годов, и этот сложный путь вместе со страной проделало и граж­данское общество, и общественные ор­ганизации, которые и есть, собственно говоря, сама страна и весь народ, если абстрагироваться от наукообразных фор­мулировок. <…> В основе деятельности общественных организаций лежит, ко­нечно, стремление улучшить нашу жизнь, помочь людям», - отметил В.В.Путин на форуме активных граждан «Сообщество» 4 ноября 2015 года.

Конституция Российской Федерации закрепила право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода де­ятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть при­нужден к вступлению в какое-либо объ­единение или к пребыванию в нем.

Такое право закреплено и международ­ным законодательством. Международный пакт о гражданских и политических пра­вах 1966 года провозглашает, что каждый имеет право на свободу ассоциации с дру­гими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Актуальность темы определяется:

- глубокими трансформациями, проис­ходящими в российских профсоюзах как социальных институтах современного российского общества, в том числе и Обще­российском Профсоюзе образования. В на­стоящее время существует настоятельная необходимость переосмысления теорети­ческих и практических аспектов деятель­ности профсоюза;

- превращением профсоюзов в суще­ственный фактор реформирования рос­сийского общества, развития социальных процессов и социальной демократии;

- появлением трудоспособного поколе­ния россиян постсоветского пространства.

Цель работы - исследовать правовой ста­тус профсоюза, что особенно актуально в современных условиях активного создания автономных организаций и организаций негосударственной формы собственности, и просто ответить на вопрос рядового члена профсоюза «Для чего нужен проф­союз и чем он отличается от огромного количества различных НКО?».

Достижение поставленной цели воз­можно путем решения следующих задач:

определить понятие профессиональ­ного союза;

рассмотреть правовой статус проф­союзов;

проанализировать проблемы реали­зации юридических гарантий прав проф­союза;

предложить возможные пути ликви­дации пробелов в действующем трудовом законодательстве по гарантиям прав проф­союза;

определить отличие профсоюза от иной некоммерческой организации соци­альной направленности.

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА ПРАВА

В общей теории государства и права под субъектами права понимаются физи­ческие и юридические лица, которые на основании юридических норм могут быть носителями субъективных прав и обязан­ностей [10. С.417].

Правосубъектность - признанная го­сударством способность иметь и лично реализовывать права и обязанности, а также способность самостоятельно нести юридическую ответственность за право­нарушения в сфере права, состоит из трех элементов: 1) правоспособность (призна­ваемая государством и законодательством способность иметь права и обязанности); 2) дееспособность (способность по нормам законодательства своими действиями осу­ществлять права и обязанности); 3) делик­тоспособность (способность отвечать за совершение правонарушений).

Правовой статус - это базовая, основная характеристика, определяемая нормами законодательства, раскрывающая поло­жение данного субъекта права и позволя­ющая ему принимать участие в правоотно­шениях в регулируемой сфере. Правовыми категориями, с помощью которых юриди­ческий статус субъекта права приобре­тает практическую значимость, являются гарантии и ответственность.

Таким образом, содержание юридиче­ского статуса субъекта права образуют следующие элементы:

- правосубъектность;

- основные права и обязанности;

- законные интересы;

- юридические гарантии осуществле­ния основных трудовых прав и законных интересов;

- ответственность за выполнение или невыполнение своих обязанностей.

2. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА

В основе создания профсоюзов, объ­единений профсоюзов и объединений работодателей лежит право и принцип свободы объединения. Пункт 4 ст. 23 Все­общей декларации прав человека 1948 г. гарантирует право каждого на вступление в профсоюзы для защиты своих интересов, а ст. 20 - право каждого на свободу мирных собраний, а также на запрет принуждения вступать в какую-либо ассоциацию. Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. также га­рантирует право на создание профсоюзов.

О необходимости признания принципа свободы объединения говорится в пре­амбуле к Уставу МОТ 1919 г. Филадель­фийская декларация МОТ 1944 г., которая рассматривается в качестве приложения к Уставу МОТ, среди четырех провозгла­шенных в ней принципов в п. «б» §1 уста­навливает, что «…свобода слова и свобода объединения являются необходимым ус­ловием постоянного прогресса».

Декларация МОТ об основополагаю­щих принципах и правах в сфере труда 1998 г. называет свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров среди четы­рех основополагающих принципов и прав человека в сфере труда. Регулированию свободы объединения посвящено значи­тельное число конвенций.

В соответствии с частью первой статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на объеди­нение, включая создание профессиональ­ных союзов для защиты своих интересов.

В России профсоюзы появились в 1870‑х гг., но лишь в начале ХХ в. возможность их создания была легализована. В совет­ское время на профсоюзы были возло­жены функции, не являвшиеся в полном смысле слова профсоюзными, в частности, по распределению жилья, организации соцсоревнований, содействию изобрета­тельству, руководству социальными фон­дами, санаторно-курортными объектами, осуществлению контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, включая право привлечения к администра­тивной ответственности, и др. Членство в профсоюзах рассматривалось государством и администрацией предприятий как обяза­тельное. В постсоветское время профсоюзы были лишены функций, не являвшихся не­посредственно профсоюзными.

На современном этапе деятельность профсоюзов регулируется специальным Федеральным законом от 12 января 1996 г. №10‑ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». К регулированию создания и деятельности профсоюзов применяются также феде­ральные законы от 19 мая 1995 г. №82‑ФЗ «Об общественных объединениях» и от 12 января 1996 г. №7‑ФЗ «О некоммер­ческих организациях». Согласно ст. 6 За­кона о профсоюзах права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими обще­ственными объединениями и гарантии их деятельности определяются помимо Конституции РФ, указанных федеральных законов также другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ не может ограничивать права профсоюзов и гаран­тии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Если междуна­родными договорами РФ, конвенциями МОТ, ратифицированными Российской Фе­дерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные Законом о профсоюзах, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах профсоюз - добровольное обществен­ное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Как юридическое лицо является неком­мерческой корпоративной организацией, созданной в организационно-правовой форме общественной организации.

Крупнейшим общероссийским объеди­нением профсоюзов является Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), в состав которой входят членские органи­зации общероссийских профсоюзов, тер­риториальные объединения организаций профсоюзов.

ФНПР является членом Международной конфедерации профсоюзов, штаб-квартира которой находится в Брюсселе. Председа­тель ФНПР М.В.Шмаков - президент Все­общей конфедерации профсоюзов, член Исполнительного бюро и Генерального совета Международной конфедерации профсоюзов, президент Всеевропейского регионального совета профсоюзов Меж­дународной конфедерации профсоюзов (ВЕРС-МКП), член Административного совета Международной организации труда (МОТ) [16].

Самой многочисленной членской ор­ганизацией ФНПР является Общероссий­ский Профсоюз образования. По итогам 2015 года в структуре профсоюза 80 тер­риториальных организаций на уровне субъектов РФ, 2341 местная профсоюзная организация на уровне муниципальных образований, 80 798 первичных профсоюз­ных организаций. Численность профсоюза составляет 4279561 человек [18].

Общероссийский Профсоюз образования входит в Ассоциацию профсоюзов работ­ников непроизводственной сферы РФ и является неотъемлемой частью между­народного учительского сообщества - Ин­тернационала образования, членской ор­ганизацией Международного объединения профсоюзов (МОП «Образование и наука») стран СНГ.

Председатель Общероссийского Проф­союза образования Г.И.Меркулова является вице-президентом Европейского комитета профсоюзов образования Интернационала образования и председателем Междуна­родного объединения профсоюзов (МОП «Образование и наука») [17].

3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ПРОФСОЮЗА

Профессиональные союзы - это коллек­тивные субъекты трудового права. Следо­вательно, юридический (правовой) ста­тус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам и организациям.

Профсоюзная организация создается по инициативе не менее трех человек. Проф­союз считается созданным после того, как его учредителями приняты решения о создании профсоюза; об утверждении его устава; о формировании руководя­щих и контрольно-ревизионных органов профсоюза. Право вступления в профсоюз, право создавать профсоюз и выходить из него имеет каждый, достигший возраста 14 лет и ведущий трудовую (профессио­нальную) деятельность.

Критерием для объединения работни­ков в профсоюз является общность именно трудовой деятельности. В судебной прак­тике неоднократно рассматривался вопрос о том, может ли профсоюз создаваться по национальному признаку или признаку наличия гражданства у работников; и во всех случаях на этот вопрос был дан от­рицательный ответ.

Особенность правосубъектности проф­союза заключается в том, что он считается созданным и имеет право действовать, в том числе представлять интересы работ­ников, вести коллективные переговоры, осуществлять другие права и обязанности вне зависимости от регистрации в каче­стве юридического лица. Это право прямо предусмотрено ст. 8 Закона о профсоюзах. Так, профсоюзная организация, не заре­гистрированная в качестве юридического лица, имеет право вести переговоры по заключению коллективного договора, уча­ствовать в консультациях относительно разрабатываемых работодателем локаль­ных нормативных актов и т. д. Согласно нормам ГПК РФ (ст. 36, 46) и Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст. 27) профсоюз, не зарегистрирован­ный в качестве юридического лица, также имеет право обращаться в суд как для за­щиты собственных прав и интересов, так и своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объеди­нениях вне зависимости от того, является ли он юридическим лицом.

Законодательством в России установлен уведомительный порядок государствен­ной регистрации профсоюзов.

Необходимость государственной реги­страции определяется профсоюзом само­стоятельно, и тогда правосубъектность профсоюзов и их объединений как юри­дических лиц возникает с момента их го­сударственной уведомительной регистра­ции в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.

Работники не обязаны предоставлять работодателю информацию о создании профсоюза. С другой стороны, очевидно, что профсоюз не может взаимодействовать с работодателем в случае отсутствия у по­следнего соответствующей информации. Информация о факте создания профсоюза и его численности (представительности), но не списочного состава, необходима для того, чтобы участвовать в коллективных переговорах по заключению коллектив­ного договора, осуществлять учет мнения представительного органа при принятии локальных нормативных актов и др.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРОФСОЮЗОВ

Современное законодательство позво­ляет профессиональным союзам сосредо­точиться на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально- экономические интересы работников, эти


права характеризуют отношения проф­союзов с государственными и хозяйствен­ными органами в сфере труда. По отноше­нию к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реали­зацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осущест­вление полномочий профсоюзов состав­ляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным ор­ганам и обязанности перед трудящимися.

В российском законодательстве права профсоюзов закреплены в гл. 2 «Основ­ные права профсоюзов» Закона о проф­союзах, а также в отдельных статьях ТК РФ, ст. 21 Закона о занятости и ряде других актов. К числу основных прав профсоюзов можно отнести следующие:

право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11 Закона о профсоюзах). Профсоюзы участвуют в регулировании условий труда работников, имеют право контролировать соблюдение прав работников, могут посещать рабочие места членов профсоюзов;

право на содействие занятости (ст. 12 Закона о профсоюзах) позволяет профсоюзам в определенных пределах защищать рабочие местах работников и влиять на государственную политику в области занятости;

право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров (ст. 13 Закона о профсоюзах) является, пожалуй, наи­более значимым, центральным правом профсоюза. Правовое регулирование этих вопросов осуществляется в гл. 6, 7 ТК РФ;

право на участие в урегулирова­нии коллективных трудовых споров (ст. 14 Закона о профсоюзах) также можно отнести к числу наиболее важных прав профсоюзов. Порядок возбуждения и раз­решения коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, урегулиро­ван в гл. 61 ТК РФ;

право на информацию, чтобы проф­союз мог осуществлять иные права в об­ласти представительства и защиты инте­ресов работников;

право на осуществление контроля за соблюдением трудового законода­тельства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы тру­дового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, регулируется ст. 19, 20 Закона о профсою­зах, ст. 370 ТК РФ;

право на защиту интересов работ­ников в органах по рассмотрению тру­довых споров (ст. 23 Закона о профсою­зах, ст. 46 ГПК РФ) дает им возможность в случаях нарушения законодательства о труде обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав в органы, рассматриваю­щие трудовые споры, по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе.

Профсоюзы пользуются и другими пра­вами, которые не относятся к числу ис­ключительно профсоюзных. Например, они могут проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и другие акции. Имеют наравне с другими социальными партнерами право на па­ритетное участие в управлении государ­ственными внебюджетными фондами, а также на профсоюзный контроль за ис­пользованием средств этих фондов.

Профсоюзы могут создавать юридиче­ские службы и консультации, создавать образовательные организации и научные организации, осуществлять подготовку и дополнительное профессиональное обра­зование профсоюзных работников и чле­нов профсоюза, направлять часть своих усилий на организацию и проведение оздоровительных, культурных и иных мероприятий для членов профсоюза и их семей.

У профсоюзов имеются так называемые совещательные права, которые озна­чают, что решение принимается рабо­тодателем с учетом мнения профсоюза. Статья 371 ТК РФ предусматривает, что ра­ботодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ. К ним, в частности, относятся принятие локальных нормативных актов и растор­жение трудового договора по инициативе работодателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ТК РФ ра­ботодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого органа) в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими феде­ральными законами и нормативными правовыми актами, коллективными дого­ворами и соглашениями. Локальные нор­мативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Процедура учета мнения при принятии локальных нормативных актов регули­руется ст. 372 ТК РФ. Трудовой кодекс РФ содержит указания на необходимость при­нятия локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников или профсоюзной организа­ции более чем в 30 статьях.

Учет мнения выборного органа пер­вичной профсоюзной организации осу­ществляется при расторжении трудового договора по инициативе работодателя с работниками, являющимися членами про­фессионального союза. Процедура учета мнения установлена ст. 373 ТК РФ. Мнение выборного органа должно учитываться при принятии решения о возможном рас­торжении трудового договора в соответ­ствии с п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

К совещательным можно отнести и права профсоюзов в области участия в разработке и (или) обсуждении про­ектов законодательных и иных норма­тивных правовых актов, программ соци­ально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, которые они реализуют на различ­ных уровнях социального партнерства в случаях отсутствия на соответствующих уровнях комиссии по регулированию со­циально-трудовых отношений (ст. 35.1 ТК РФ).

Участие профсоюза в принятии реше­ния может выражаться и в форме дачи согласия. По существу необходимость получения согласия означает право вето со стороны профсоюза.

Кроме того, согласно ст. 374 ТК РФ увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выбор­ных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и при­равненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо об­щего порядка увольнения только с пред­варительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, в порядке ст. 374 ТК РФ.

При совместном с профсоюзом приня­тии решений (паритетном) необходимо согласие обеих сторон.

Требования или решающие права профсоюза связаны с правами в области контроля за соблюдением работодате­лями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ), носят характер обще­ственного контроля.

Права профсоюза могут быть классифи­цированы в зависимости от акта, в кото­ром они установлены, - на закрепленные в нормах международного права, федераль­ном законодательстве, законодательстве субъектов РФ, коллективных договорах и соглашениях.

Права профсоюзов можно дифференци­ровать по органам, которым они предо­ставлены. Название и полномочия проф­союзных органов могут быть различными. К руководящим органам относятся вы­борные единоличные и коллегиальные органы.

Статья 3 Закона о профсоюзах также содержит понятие профсоюзного пред­ставителя (доверенного лица), за которым ч. 5 ст. 11 Закона о профсоюзах признано право беспрепятственно посещать орга­низации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предостав­ленных профсоюзам прав.

Можно выделить различные права профсоюзов в зависимости от уровня профсоюзной организации или объедине­ния, тогда как право на представительство и защиту интересов работников является общим и принадлежит всем профсоюзам и их органам, однако на каждом уровне существует определенная специфика.

Права профсоюзов можно классифи­цировать по кругу лиц, в интересах кото­рых они могут действовать. В отношении своих членов профсоюзы всегда (по во­просам как индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, так и коллективных прав и интересов) осу­ществляют функции представительства и защиты. В отношении же не членов профсоюза ситуация отличается. Проф­союзы защищают интересы работников независимо от членства в профсоюзах в области коллективных прав и интересов в случае наделения их полномочиями на представительство.

Возможна классификация прав проф­союзов по их содержанию: по участию в регулировании трудовых отношений; по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нор­мативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров и соглашений; по участию в разрешении трудовых споров, равно ин­дивидуальных и коллективных.

У профсоюзов существуют права как по участию в формировании органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, так и по осуществлению предста­вительских функций в ходе рассмотрения трудовых споров.

5. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

Деятельность профсоюзов основыва­ется на принципах, провозглашенных в Законе о профсоюзах, базирующихся на нормах международного права. Многие из этих принципов являются одновременно гарантиями прав профсоюзов.

Профсоюзы независимы в своей де­ятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и дру­гих общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны, запре­щается их вмешательство в деятельность профсоюзов (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы полностью свободны и са­мостоятельны и в вопросах выстраивания своего взаимодействия с другими органи­зациями и профсоюзами, как в России, так и в других странах.

Приостановка или запрещение де­ятельности профсоюза в администра­тивном порядке по решению каких-либо органов не допускается.

Не допускается дискриминация в связи с осуществлением профсоюзной деятельности. Запрет дискриминации относится к числу основополагающих принципов и прав в сфере труда.

Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предостав­ленных прав.

Гарантии имущественных прав проф­союзов осуществляются через признание, неприкосновенность и защиту прав соб­ственности профсоюзов наравне с дру­гими юридическими лицами. Профсоюзы имеют право осуществлять предпринима­тельскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соот­ветствующую этим целям, но только через учрежденные ими организации.

Создание работодателем условий, обеспечивающих деятельность выбор­ного органа первичной профсоюзной организации, регулируется статьей 377 ТК РФ. Данные положения дополняются нормами Закона о профсоюзах, ст. 28 ко­торого предусматривает предоставление профсоюзам, действующим в организа­циях, в бесплатное пользование оборудо­вания, помещений, транспортных средств и средств связи, если это закреплено в коллективном договоре (соглашении). Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организа­ции в размерах, установленных коллек­тивным договором.

Гарантии работникам, входящим в со­став выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не осво­божденным от основной работы, уста­новлены в статье 374 ТК РФ. Смысл дан­ной гарантии заключается в том, чтобы оградить работника от увольнения, целью которого является избавиться от него как от активиста профсоюза.

Гарантии профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организа­ции или у индивидуального предпринима­теля в связи с избранием их на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации данной орга­низации. Согласно ч. 2 ст. 374 ТК РФ время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в вы­борном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного проф­союзного органа, предоставляются в те­чение двух лет после прекращения срока их полномочий. Расторжение трудового договора с этими работниками по иници­ативе работодателя по основаниям, преду­смотренным п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, возможно только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК РФ.

6. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА

С июня 2015 г. по июнь 2016 г. в городе Пятигорске осуществлялось противосто­яние работников - членов профсоюза и работодателя одного из филиалов москов­ского банка. В течение года председатель первичной профсоюзной организации, его заместитель и казначей, которые были уполномочены на ведение коллективных переговоров, были уволены работодате­лем по разным причинам и восстановлены судом на работе.

В ходе судебных разбирательств проф­союзная сторона столкнулась с проблемой неоднозначного толкования не только работодателем, но и судами даты начала коллективных переговоров как юриди­ческого факта. Тогда как именно с этой даты на работника распространяются действия положений части 3 статьи 39 Трудового кодекса РФ, согласно которым представитель работников, участвующий в коллективных переговорах, в период их ведения не может быть без предваритель­ного согласия органа, уполномочившего его на представительство, переведен на другую работу или уволен по инициативе работодателя, за исключением случаев, предусмотренных законом.

28 мая 2015 г. в банке создана первичная профсоюзная организация, ее председа­телем избран Грицаев С.В., и уже 2 июля 2015 г. Грицаев С.В. уведомлен о пред­стоящем сокращении штата работников филиала банка.

18 августа 2015 г. банк направил в Став­ропольскую краевую организацию Обще­российского Профсоюза работников госу­дарственных учреждений и обществен­ного обслуживания РФ проект приказа об увольнении Грицаева С.В. Постановлением президиума краевой организации проф­союза от 25.08.2015 было отказано в со­гласии на увольнение Грицаева С.В.

Не согласившись с данным решением президиума краевой организации проф­союза, банк обратился в суд. Судебным ре­шением от 17.12.2015 г., вынесенным Ле­нинским районным судом города Ставро­поля (гражданское дело №2-8389/2015), в иске было отказано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2016 г. (дело №33- 3381/16) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Суды указали, что согласно оспаривае­мому решению президиума краевой орга­низации профсоюза «отказ мотивирован тем, что 10.08.2015 Грицаев С.В. утвержден представителем работников на перего­ворах по заключению коллективного до­говора филиала НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Пя­тигорск…», «При этом работодатель в на­рушение положений Трудового кодекса РФ до даты принятия оспариваемого решения не направил в адрес инициатора перегово­ров - профкома филиала НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Пятигорск - ответа с указанием пред­ставителей от своей стороны для участия в работе соответствующей комиссии».

Иная позиция по дате начала коллек­тивных переговоров была у Пятигорского суда по гражданскому делу №33-3381/16 по иску Кулиева Э.В. к филиалу НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Пятигорске о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением по п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников организации).

Позиция работодателя, изложенная в мотивировочной части судебного ре­шения, сводилась к тому, что на момент увольнения Кулиев Э.В. не был участником ведения переговоров по подготовке и за­ключению коллективного договора, «по­скольку к ведению переговоров стороны не приступили. Сам процесс переговоров не был начат. Они действительно пред­лагали предоставить сведения о составе первичной профсоюзной организации, по­скольку для ведения переговоров необхо­димо, чтобы состав первичной профсоюз­ной организации был более 50 процентов. Просили списочный состав, но им отказа­лись его предоставить. Государственный инспектор труда в Ставропольском крае проверил все доводы, которые излагали представители первичной профсоюзной организации. Но нарушений требований закона в действиях банка установлено не было. Поскольку переговоры не начались, то та гарантия, которая предоставлена участнику коллективных переговоров, на Кулиева Э.В. не распространяется. Считает увольнение законным и просит в иске отказать».

Судом было установлено, что первичная профсоюзная организация неоднократно обращалась к работодателю с предложе­нием начать коллективные переговоры - 10.08.2015 г., 17.08.2015 г. (напоминание), 23.10.2015 г. (уточненное предложение), а «…15 октября 2015 г. банку был направлен полный список работников, состоящих в первичной профсоюзной организации фи­лиала НБ «Траст». «С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что днем начала ве­дения коллективных переговоров следует считать дату: 30 октября 2015 года. Таким образом, Кулиев Э.В. был уволен в период ведения коллективных переговоров. На­рушение процедуры увольнения состоит в том, что работодателем не получено со­гласие первичной профсоюзной организа­ции, которая уполномочила его на ведение коллективных переговоров». Суд назвал дату начала переговоров после подачи профсоюзной стороной работодателю списков членов профсоюза и направления 23.10.2015 г. уточненного предложения о начале переговоров.

Своеобразность этого дела состоит еще и в том, что, как установлено судом, «… до увольнения истца с работы ответчик признавал легитимность этой первичной профсоюзной организации и знал то, что Кулиев Э.В. является ее членом и замести­телем председателя, так как 27.10.2015 г. ответчик обратился в Ставропольскую краевую организацию общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Российской Федерации за согласованием указанного увольнения с работы заместителя пред­седателя данной первичной профсоюзной организации Кулиева Э.В.».

Банк в установленный законом срок не получил ответ от вышестоящего проф­союзного органа. Постановление президи­ума Ставропольской краевой организации общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслу­живания Российской Федерации №2-6 от 29.10.2015 г. с отказом в увольнении Ку­лиева Э.В. было представлено в судебном заседании.

В апелляционном определении Судеб­ной коллегии по гражданским делам Став­ропольского краевого суда от 21.06.2016 г. (дело №33-4932/2016) решение Пятигор­ского суда по иску Кулиева Э.В. было остав­лено без изменения. Коллегия конкрети­зировала позицию суда первой инстанции.

«Это постановление никем в установ­ленном законом порядке не отменено и не признано недействительным»; «Ответчик не лишен был возможности до увольне­ния истца с работы самостоятельного обращения в указанную Ставропольскую краевую организацию общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Российской Федерации по вопросу получения инфор­мации относительно его письменного обращения от 27.10.2015 г. и получения копии указанного постановления №2-6 от 29.10.2015 г.»; «Сам по себе факт тех­нической оплошности работников данной Ставропольской краевой профсоюзной организации по отправке простой почтой этого постановления не может быть при­знан фактом виновности действий истца и положен в основу решения об отказе в удовлетворении настоящего иска».

Российское законодательство не пред­усматривает обязательных процедур по представлению созданными профсоюз­ными организациями информации ра­ботодателю об их создании. Более того, согласно п. 5 ст. 86 ТК РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или профсоюзной деятельности, за ис­ключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В отношении раскрытия информации о членстве в профсоюзе в постановлении пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 отмечается, что должен со­блюдаться общеправовой принцип недо­пустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников.

Таким образом, анализируя позиции судов, инспекции по труду, работодателя и профсоюза, можно прийти к выводу, что действующая норма части второй статьи 36 ТК РФ «…Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором прове­дения коллективных переговоров указан­ного ответа» эффективно работает только в случае отсутствия злоупотребления правом сторонами коллективных пере­говоров.

Неоднозначное толкование ч. 2 ст. 36 ТК РФ может затруднить получение либо вовсе лишить члена профсоюза гарантий, предусмотренных ст. 39 ТК РФ. Возложе­ние же обязанности на вышестоящую организацию профсоюза (при ее нали­чии) о предоставлении работодателю по его просьбе статистических данных по численности первичной организации и обязанности работодателя о принятии данной информации может урегулировать указанный пробел в законодательстве.

Защита от дискриминации, в частности, в связи с принадлежностью к профсоюзам и осуществлением профсоюзной деятель­ности в России обеспечивается не на долж­ном уровне.

Жалоба в Международную организацию труда, легшая в основу дела №2758, была направлена Всероссийской конфедера­цией труда и Конфедерацией труда России, которые впоследствии объединились в рамках КТР, и поддержана Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), Международной конфедерацией проф­союзов (ITUC), Международным союзом пищевиков (IUF), Международной федера­цией металлистов (IMF), Международной федерацией транспортников (ITF).

В жалобе были поставлены вопросы о многочисленных нарушениях проф­союзных прав, в том числе: нарушении свободы выражения мнения; дискрими­нации по признаку членства в профсоюзе; отсутствии эффективных механизмов защиты нарушенных прав; непредоставле­нии представителям работников условий для работы; нарушении права на ведение коллективных переговоров; бездействии государственных органов в отношении этих нарушений и др.

Заключение

В России признается профсоюзный плю­рализм, любое количество профсоюзов может создаваться и действовать на лю­бом уровне. Статья 2 Закона о профсою­зах предусматривает, что все профсоюзы пользуются равными правами.

Многообразная деятельность профес­сиональных союзов требует определенной системы гарантий, профсоюзы являются общественными организациями и сами не могут обеспечить реализацию соб­ственных полномочий. Особенно это ка­сается гарантий признания, неприкосно­венности и защиты права собственности профсоюзов, недопущения ограничения независимой финансовой деятельности профсоюзов, запрета контроля за сред­ствами профсоюзов со стороны органов исполнительной власти.

В работе была рассмотрена одна из проблем реализации юридических га­рантий прав профсоюза - определение даты начала коллективных переговоров как юридического факта. Неоднозначное толкование нормы закона о дате начала коллективных переговоров, а значит, и даты начала гарантий для профактивис­тов - участников социального диалога возможно урегулировать не только путем внесения изменений в ТК РФ, но и через Российскую трехстороннюю комиссию, отраслевые соглашения всех уровней, а также региональные законодательные акты, регулирующие социальный диалог работников и работодателей.

От существующих некоммерческих ор­ганизаций (НКО) профсоюзы отличает объемная законодательная и правовая основа их деятельности, регулируемая как российским законодательством, так и международными актами ООН о правах человека, конвенциями, рекомендациями и резолюциями Международной орга­низации труда, наличие более чем веко­вых традиций российского и мирового профсоюзного движения, сложившаяся и проверенная в условиях современности действенная структура общероссийских отраслевых профсоюзов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г..

2. Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948 г.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966).

4. Декларация МОТ «Об основополагаю­щих принципах и правах в сфере труда», принятая Международной конференцией труда 18 июня 1998 г.

5. Трудовой кодекс РФ: ФЗ от 30 декабря 2001 г. №197ФЗ.

6. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: ФЗ от 30 ноября 1994 г. №51ФЗ.

7. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10ФЗ.

8. Постановление пленума Верховного суда РФ №2 от 17 марта 2004 г. «О при­менении судами РФ Трудового кодекса РФ».

9. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К.Бабаева. - М., 2005.

10. Трудовое право России: Учебник/Под общ. ред. К.Н.Гусова. - М., 2012.

11. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставро­польского краевого суда от 07.06.2016 г. по делу №33-3381/16.

12. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставро­польского краевого суда от 21.06.2016 г. по делу №33-4932/2016.

13. Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 17.12.2015 г. по гражданскому делу №2-8389/2015.

14. Решение Пятигорского городского суда от 11.03.2016 г. по гражданскому делу №33-3381/16.

15. Официальный сайт Федерации не­зависимых профсоюзов России//Шмаков Михаил Викторович (http://www.fnpr. ru/n/253/2112.html).

16. Официальный сайт Общероссий­ского Профсоюза образования//Мерку­лова Галина Ивановна (http://www.eseur. ru/Rukovodstvo_Profsouza).

17. Официальный сайт Общероссийского Профсоюза образования//Публичный (от­крытый) отчет Центрального совета профсоюза за 2015 год (http://www.eseur. ru/public_reports).

Марина АКИНФИЕВА,
Пятигорск, Ставропольский край
Введение
«Российские профсоюзы наделены
очень широкими полномочиями по за-
щите человека труда… Нужно добиваться,
чтобы работодатели действовали в со-
ответствии с законом, а права наемных
работников не были ущемлены» (из вы-
ступления В.В.Путина на девятом съезде
Федерации независимых профсоюзов Рос-
сии (ФНПР).
«Наша страна прошла очень сложный
путь с начала 90‑х годов, и этот сложный
путь вместе со страной проделало и граж-
данское общество, и общественные ор-
ганизации, которые и есть, собственно
говоря, сама страна и весь народ, если
абстрагироваться от наукообразных фор-
мулировок. <…> В основе деятельности
общественных организаций лежит, ко-
нечно, стремление улучшить нашу жизнь,
помочь людям», - отметил В.В.Путин на
форуме активных граждан «Сообщество»
4 ноября 2015 года.
Конституция Российской Федерации
закрепила право граждан на объединение,
включая право на создание профсоюзов
для защиты своих интересов. Свобода де-
ятельности общественных объединений
гарантируется. Никто не может быть при-
нужден к вступлению в какое-либо объ-
единение или к пребыванию в нем.
Такое право закреплено и международ-
ным законодательством. Международный
пакт о гражданских и политических пра-
вах 1966 года провозглашает, что каждый
имеет право на свободу ассоциации с дру-
гими, включая право создавать профсоюзы
и вступать в таковые для защиты своих
интересов.
Актуальность темы определяется:
- глубокими трансформациями, проис-
ходящими в российских профсоюзах как
социальных институтах современного
российского общества, в том числе и Обще-
российском Профсоюзе образования. В на-
стоящее время существует настоятельная
необходимость переосмысления теорети-
ческих и практических аспектов деятель-
ности профсоюза;
- превращением профсоюзов в суще-
ственный фактор реформирования рос-
сийского общества, развития социальных
процессов и социальной демократии;
- появлением трудоспособного поколе-
ния россиян постсоветского пространства.
Цель работы - исследовать правовой ста-
тус профсоюза, что особенно актуально в
современных условиях активного создания
автономных организаций и организаций
негосударственной формы собственности,
и просто ответить на вопрос рядового
члена профсоюза «Для чего нужен проф-
союз и чем он отличается от огромного
количества различных НКО?».
Достижение поставленной цели воз-
можно путем решения следующих задач:
определить понятие профессиональ-
ного союза;
рассмотреть правовой статус проф-
союзов;
проанализировать проблемы реали-
зации юридических гарантий прав проф-
союза;
предложить возможные пути ликви-
дации пробелов в действующем трудовом
законодательстве по гарантиям прав проф-
союза;
определить отличие профсоюза от
иной некоммерческой организации соци-
альной направленности.
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА ПРАВА
В общей теории государства и права
под субъектами права понимаются физи-
ческие и юридические лица, которые на
основании юридических норм могут быть
носителями субъективных прав и обязан-
ностей [10. С.417].
Правосубъектность - признанная го-
сударством способность иметь и лично
реализовывать права и обязанности, а
также способность самостоятельно нести
юридическую ответственность за право-
нарушения в сфере права, состоит из трех
элементов: 1) правоспособность (призна-
ваемая государством и законодательством
способность иметь права и обязанности);
2) дееспособность (способность по нормам
законодательства своими действиями осу-
ществлять права и обязанности); 3) делик-
тоспособность (способность отвечать за
совершение правонарушений).
Правовой статус - это базовая, основная
характеристика, определяемая нормами
законодательства, раскрывающая поло-
жение данного субъекта права и позволя-
ющая ему принимать участие в правоотно-
шениях в регулируемой сфере. Правовыми
категориями, с помощью которых юриди-
ческий статус субъекта права приобре-
тает практическую значимость, являются
гарантии и ответственность.
Таким образом, содержание юридиче-
ского статуса субъекта права образуют
следующие элементы:
- правосубъектность;
- основные права и обязанности;
- законные интересы;
- юридические гарантии осуществле-
ния основных трудовых прав и законных
интересов;
- ответственность за выполнение или
невыполнение своих обязанностей.
2. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СОЮЗА
В основе создания профсоюзов, объ-
единений профсоюзов и объединений
работодателей лежит право и принцип
свободы объединения. Пункт 4 ст. 23 Все-
общей декларации прав человека 1948 г.
гарантирует право каждого на вступление
в профсоюзы для защиты своих интересов,
а ст. 20 - право каждого на свободу мирных
собраний, а также на запрет принуждения
вступать в какую-либо ассоциацию. Статья
22 Международного пакта о гражданских
и политических правах 1966 г. также га-
рантирует право на создание профсоюзов.
О необходимости признания принципа
свободы объединения говорится в пре-
амбуле к Уставу МОТ 1919 г. Филадель-
фийская декларация МОТ 1944 г., которая
рассматривается в качестве приложения
к Уставу МОТ, среди четырех провозгла-
шенных в ней принципов в п. «б» §1 уста-
навливает, что «…свобода слова и свобода
объединения являются необходимым ус-
ловием постоянного прогресса».
Декларация МОТ об основополагаю-
щих принципах и правах в сфере труда
1998 г. называет свободу объединения и
действенное признание права на ведение
коллективных переговоров среди четы-
рех основополагающих принципов и прав
человека в сфере труда. Регулированию
свободы объединения посвящено значи-
тельное число конвенций.
В соответствии с частью первой статьи
30 Конституции Российской Федерации
каждый гражданин имеет право на объеди-
нение, включая создание профессиональ-
ных союзов для защиты своих интересов.
В России профсоюзы появились в 1870‑х
гг., но лишь в начале ХХ в. возможность
их создания была легализована. В совет-
ское время на профсоюзы были возло-
жены функции, не являвшиеся в полном
смысле слова профсоюзными, в частности,
по распределению жилья, организации
соцсоревнований, содействию изобрета-
тельству, руководству социальными фон-
дами, санаторно-курортными объектами,
осуществлению контроля и надзора за
соблюдением трудового законодательства,
включая право привлечения к администра-
тивной ответственности, и др. Членство в
профсоюзах рассматривалось государством
и администрацией предприятий как обяза-
тельное. В постсоветское время профсоюзы
были лишены функций, не являвшихся не-
посредственно профсоюзными.
На современном этапе деятельность
профсоюзов регулируется специальным
Федеральным законом от 12 января 1996 г.
№10‑ФЗ «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности». К
регулированию создания и деятельности
профсоюзов применяются также феде-
ральные законы от 19 мая 1995 г. №82‑ФЗ
«Об общественных объединениях» и от
12 января 1996 г. №7‑ФЗ «О некоммер-
ческих организациях». Согласно ст. 6 За-
кона о профсоюзах права профсоюзов в
отношениях с органами государственной
власти, органами местного самоуправле-
ния, работодателями, их объединениями
(союзами, ассоциациями), другими обще-
ственными объединениями и гарантии
их деятельности определяются помимо
Конституции РФ, указанных федеральных
законов также другими федеральными
законами, а также законами субъектов РФ.
Законодательство субъектов РФ не может
ограничивать права профсоюзов и гаран-
тии их деятельности, предусмотренные
федеральными законами. Если междуна-
родными договорами РФ, конвенциями
МОТ, ратифицированными Российской Фе-
дерацией, установлены иные правила, чем
предусмотренные Законом о профсоюзах,
то применяются правила международных
договоров и конвенций.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах
профсоюз - добровольное обществен-
ное объединение граждан, которые
связаны общими производственными,
профессиональными интересами по
роду их деятельности, создаваемое в
целях представительства и защиты их
социально-трудовых прав и интересов.
Как юридическое лицо является неком-
мерческой корпоративной организацией,
созданной в организационно-правовой
форме общественной организации.
Крупнейшим общероссийским объеди-
нением профсоюзов является Федерация
независимых профсоюзов России (ФНПР),
в состав которой входят членские органи-
зации общероссийских профсоюзов, тер-
риториальные объединения организаций
профсоюзов.
ФНПР является членом Международной
конфедерации профсоюзов, штаб-квартира
которой находится в Брюсселе. Председа-
тель ФНПР М.В.Шмаков - президент Все-
общей конфедерации профсоюзов, член
Исполнительного бюро и Генерального
совета Международной конфедерации
профсоюзов, президент Всеевропейского
регионального совета профсоюзов Меж-
дународной конфедерации профсоюзов
(ВЕРС-МКП), член Административного
совета Международной организации труда
(МОТ) [16].
Самой многочисленной членской ор-
ганизацией ФНПР является Общероссий-
ский Профсоюз образования. По итогам
2015 года в структуре профсоюза 80 тер-
риториальных организаций на уровне
субъектов РФ, 2341 местная профсоюзная
организация на уровне муниципальных
образований, 80 798 первичных профсоюз-
ных организаций. Численность профсоюза
составляет 4279561 человек [18].
Общероссийский Профсоюз образования
входит в Ассоциацию профсоюзов работ-
ников непроизводственной сферы РФ и
является неотъемлемой частью между-
народного учительского сообщества - Ин-
тернационала образования, членской ор-
ганизацией Международного объединения
профсоюзов (МОП «Образование и наука»)
стран СНГ.
Председатель Общероссийского Проф-
союза образования Г.И.Меркулова является
вице-президентом Европейского комитета
профсоюзов образования Интернационала
образования и председателем Междуна-
родного объединения профсоюзов (МОП
«Образование и наука») [17].
3. ОСОБЕННОСТИ
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ПРОФСОЮЗА
Профессиональные союзы - это коллек-
тивные субъекты трудового права. Следо-
вательно, юридический (правовой) ста-
тус профсоюзов как субъектов трудового
права определяется применительно к их
органам и организациям.
Профсоюзная организация создается по
инициативе не менее трех человек. Проф-
союз считается созданным после того,
как его учредителями приняты решения
о создании профсоюза; об утверждении
его устава; о формировании руководя-
щих и контрольно-ревизионных органов
профсоюза. Право вступления в профсоюз,
право создавать профсоюз и выходить из
него имеет каждый, достигший возраста
14 лет и ведущий трудовую (профессио-
нальную) деятельность.
Критерием для объединения работни-
ков в профсоюз является общность именно
трудовой деятельности. В судебной прак-
тике неоднократно рассматривался вопрос
о том, может ли профсоюз создаваться по
национальному признаку или признаку
наличия гражданства у работников; и во
всех случаях на этот вопрос был дан от-
рицательный ответ.
Особенность правосубъектности проф-
союза заключается в том, что он считается
созданным и имеет право действовать, в
том числе представлять интересы работ-
ников, вести коллективные переговоры,
осуществлять другие права и обязанности
вне зависимости от регистрации в каче-
стве юридического лица. Это право прямо
предусмотрено ст. 8 Закона о профсоюзах.
Так, профсоюзная организация, не заре-
гистрированная в качестве юридического
лица, имеет право вести переговоры по
заключению коллективного договора, уча-
ствовать в консультациях относительно
разрабатываемых работодателем локаль-
ных нормативных актов и т. д. Согласно
нормам ГПК РФ (ст. 36, 46) и Федерального
закона «Об общественных объединениях»
(ст. 27) профсоюз, не зарегистрирован-
ный в качестве юридического лица, также
имеет право обращаться в суд как для за-
щиты собственных прав и интересов, так
и своих членов и участников в органах
государственной власти, органах местного
самоуправления и общественных объеди-
нениях вне зависимости от того, является
ли он юридическим лицом.
Законодательством в России установлен
уведомительный порядок государствен-
ной регистрации профсоюзов.
Необходимость государственной реги-
страции определяется профсоюзом само-
стоятельно, и тогда правосубъектность
профсоюзов и их объединений как юри-
дических лиц возникает с момента их го-
сударственной уведомительной регистра-
ции в Министерстве юстиции РФ или его
территориальном органе в субъекте РФ
по месту нахождения соответствующего
профсоюзного органа.
Работники не обязаны предоставлять
работодателю информацию о создании
профсоюза. С другой стороны, очевидно,
что профсоюз не может взаимодействовать
с работодателем в случае отсутствия у по-
следнего соответствующей информации.
Информация о факте создания профсоюза
и его численности (представительности),
но не списочного состава, необходима для
того, чтобы участвовать в коллективных
переговорах по заключению коллектив-
ного договора, осуществлять учет мнения
представительного органа при принятии
локальных нормативных актов и др.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ
И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРОФСОЮЗОВ
Современное законодательство позво-
ляет профессиональным союзам сосредо-
точиться на выполнении основной задачи
- представлять и защищать социально-
экономические интересы работников, эти
Всероссийский конкурс рефератов
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter